Выездка – высшая школа верховой езды. Высшая школа... Русская школа выездки. Вдумайтесь в эти слова. Что они значат для вас?
История развития высшей школы насчитывает многие столетия. Она берёт своё начало с Жан-Батиста Пиньятелли, Антуана де Плювинеля, Саломона де ля Бру, Уильяма Кэвендиша, а также непосредственного учителя де ля Гериньера Вандёйя.
Франсуа Робишон де ля Гериньер в свою очередь сформулировал все основные принципы и правила, лежащие в основе успешной работы с лошадью. Он обобщил, систематизировал и объяснил творческое наследие великих мастеров. И не только показал приёмы и правила, но и постоянно обращал внимание на необходимость мягкого и бережного обращения с лошадью. И русская школа выездки всегда считалась наиболее близкой к французской школе именно по этим критериям.
Русская школа имеет свою историю.
Основоположниками конного спорта России были знающие своё дело, грамотные и интеллигентные офицеры. Широко известны труды С. П. Урусова ("Книга о лошади"), И. Бабинского, П. Н. Краснова и др. (методические пособия и наставления). Большая роль в обобщении методик и приёмов русской школы выездки принадлежит Д. Филлису, который был старшим преподавателем в Николаевской офицерской кавалерийской школе (г. Санкт-Петербург).
Во всех странах мира бережно отнеслись к сохранению своих национальных школ. На базе бывших офицерских кавалерийских училищ создавались учебно-методические центры, и поэтому конный спорт в этих странах процветает (Австрия, Германия, Франция, Англия, Испания, Финляндия, Италия, США). У нас же, после 1955 года, когда в стране были распущены все кавалерийские училища и даже КВОКШ (Краснознамённая высшая офицерская кавалерийская школа), не было создано никакого учебного центра, где бы смогли передавать свои знания и богатейший опыт офицеры-конники, преподаватели кавалерийских училищ.
Пока были живы старые мастера – гремела команда ЦСКА. В 1960 году олимпийским чемпионом становится С. Филатов на Абсенте.
На Олимпиаде в Токио (1964 г.) команда в составе С. Филатова, И. Кизимова и И. Калиты занимает третье место. Великий тренер и педагог подполковник Г. Т. Анастасьев впитал, обобщил, развил и успешно реализовал на практике всё, что накопила русская школа выездки. Он создал знаменитую сборную команду по выездке, воспитал олимпийских и мировых чемпионов, которые прославили советский конный спорт: И. Кизимова, И. Калиту, Е. Петушкову. На Олимпиаде в Мехико (1968 г.) наша команда заняла второе место, а И. Кизимов – 1 место. В 1972 году на Олимпиаде в Мюнхене – 1 командное место у Е. Петушковой, а 2 место – личное.
Но ушли старые мастера, потеряна национальная школа, у тренеров и спортсменов отсутствует базовая подготовка. Тогда как искусство верховой езды основывается на трёх китах: знание самой лошади, способов её выездки (обучения) и сбережения.
Мне необыкновенно повезло в жизни, я встретила и училась у настоящих мастеров своего дела.
Первый мой учитель – бывший преподаватель КВОКШ, подполковник В. А. Лобачёв. Будучи студенткой Тимирязевской сельскохозяйственной академии (Лобачёв работал там тренером по выездке), мне удалось научиться у него азам русской школы выездки и преодолению препятствий. Сколько терпения, доброты и ласки по отношению к лошади проявлял этот мастер. Любая лошадь в его руках становилась послушной, добронравной и отдатливой в работе. Основные принципы русской школы: отсутствие форсирования, всесторонняя подготовка всадника и лошади, развитие природных способностей лошади и её сбережение он демонстрировал своей работой и отношением к лошадям.
Василий Алексеевич обучал нас не только работе с лошадью под седлом, но и на корде, и в руках. Он постоянно говорил о том, что чувство лошади развивается у всадника годами кропотливого и вдумчивого труда, что в выездку брали только всадников с лёгкой и мягкой рукой, что нужно необыкновенно осторожно и нежно обращаться со ртом лошади, не причиняя не только боли, но даже неудобства. Василий Алексеевич привил нам навыки работы с лошадью строго по часам, чтобы мы всегда знали, какую нагрузку получают наши лошади во время тренировки.Он занимался со студентами вольтижировкой, так как считал, что без правильной и гибкой посадки не может быть грамотного применения средств управления лошадью.
Два раза Василий Алексеевич ставил меня с конём на стажировку в ЦСКА, ещё базировавшегося на Комсомольском проспекте. Какое это было счастье, ежедневно общаться и наблюдать работу таких мастеров выездки, как Н. А. Ситько, И. А. Калита, В. М. Приходько. Какая спокойная творческая рабочая атмосфера царила в манеже: дух спортивного соперничества и в то же время товарищеской взаимопомощи.
Мне очень интересно было учиться в академии, так как теоретические знания, полученные на лекциях и семинарах, накладывались на практическую работу с лошадью, и все возникающие вопросы можно было выяснить и работая с тренером, и занимаясь с преподавателями анатомией, физиологией, биохимией и т.д.
Обширные сведения можно было почерпнуть в уникальной библиотеке единственного в мире Музея коневодства академии. Очень много знаний о лошади дал мне замечательный человек и педагог, доцент кафедры коневодства В. А. Парфёнов – прекрасный преподаватель и учёный, под руководством которого на базе Старожиловского конного завода была воссоздана русская верховая порода лошадей, и появились в нашей выездке такие выдающиеся лошади, как Диксон и Барин.
В последующие годы мне посчастливилось 12 лет тренироваться у замечательного тренера и наставника, заслуженного тренера РСФСР, майора В. М. Приходько.
Виктор Максимович в своё время учился в КВОКШе у В. А. Лобачёва, затем выступал в троеборье под руководством известного тренера и троеборца В. Н. Куйбышева. Первым тренером по выездке у Виктора Максимовича был замечательный мастер Н. А. Ситько, который сформировал из троеборца всадника высшей школы.
Затем более 10 лет В. М. Приходько был в сборной команде у Анастасьева Г. Т. и должен был выступать на Барсе в 1968 году на Олимпиаде в Мехико, только трагическая случайность помешала ему это сделать. И опять хочется отметить необыкновенное терпение, любовь и ласку по отношению к лошади у такого большого мастера, каким был Виктор Максимович. Его отличали грамотный и вдумчивый подход к работе, необыкновенное трудолюбие и самоотверженность. Много внимания он уделял подготовительным упражнениям в освоении каждого элемента высшей школы, скрупулёзному разбору и отработке езды по схеме. Он всегда подчёркивал, что лошадь должна с удовольствием идти в манеж на работу и довольная с манежа уходить.
Что же происходит сегодня с нашей выездкой! Может быть стали хуже по качеству лошади? Как раз наоборот! Ведь раньше мастера высшей школы добивались выдающихся результатов на весьма средних лошадях. Сейчас же посмотришь: на соревнованиях лошади – одна другой лучше, а результаты просто плачевные. Мы видим прекрасных лошадей – издёрганных и измученных, потерявших гибкость и естественные аллюры в руках безграмотных всадников. С какой жестокостью и варварством по отношению к лошадям приходится сталкиваться в манежах. Поэтому, когда я вспоминаю работу наших старых мастеров, становится горько, обидно и до боли жалко этих прекрасных животных.
Хочется возродить русскую школу, поднять выездку до высот искусства, быть достойными памяти наших великих соотечественников.
С этой целью мы решили создать школу русской выездки, чтобы она стала учебным и методическим центром для всех желающих постичь премудрости русской школы выездки, а также для подготовки тренеров и спортсменов. Чтобы осуществить эти планы, необходимо объединение всех заинтересованных в возрождении русской школы выездки истинных любителей и ценителей лошади и высшей школы верховой езды.
Жирнова Мария Валентиновна
Коневодство и конный спорт №1, 2009 г.