История Русской школы

История русской школы выездки

Классическая выездка лошадей в России имеет многовековую историю. К сожалению из-за войн и смут сохранилось очень мало архивных документов по этому вопросу. Одно из свидетельств – воспоминания посла Нидерландов Кунрада ван Кленка, который побывал в Росcии в 1675 году.

"Тарас Степанович привез нас на конюшню... Тарас велел привести красивого серого жеребца (таковыми была большая часть их), который начал проделывать разные фокусы, изгибая своё тело в разные дуги и курьёзно прыгая то на четырёх, то на двух ногах. Он привёл ещё три лошади, не менее интересных, чем первая, и после ряда фокусов поставил их крестообразно друг к другу. Расставленные таким образом, они начали прыгать и скакать, как будто они танцевали и стремились превзойти друг друга в ловкости... Шталмейстер велел привести к себе белую лошадь средней величины, которая могла делать всевозможные фокусы. Захватив её за повод, он с острой лозой в руке велел ей нагнуться, затем она легла на бок, точно спала... Она на передних ногах приподнялась, и тогда один человек вскочил ей на спину, а другой, захватив передние ноги, положил их на плечи, и лошадь пошла затем на задних ногах."

Вот что написал полковник И. Бобинский в своей замечательной книге "Краткая иппология" (1836 г): "В прежние времена употреблялись нарочито-назначенные конюхи для укрощения дикости молодых лошадей, переведённых из табуна в конюшню. Люди сии, будучи терпеливы, смелы, рачительны и искусны в обращении с молодыми лошадьми и к усмирению оных, делали их ручными, так что можно было поднимать им ноги, надевать узду, накладывать седло, подтягивать подпругу, садиться на них и слезать, причём они стояли совершенно смирно. Но для сего никогда не употребляли строгости, не истощивши наперёд все средства кротости; ласками и терпением старались ознакомить лошадей с человеком и заставить их любить его; таким образом они приготовлялись к послушности для первоначальных уроков выездки и сохранялись силы их и бодрость..."

История русской школы выездки
Франсуа Робишон де ля Гериньер

На протяжении своей истории русская школа выездки обогащалась передовыми идеями и наработками европейских мастеров. Так в 1676 году на русский язык был переведён труд великого французского мастера "Учения, как объезжать лошадей, господина Антуана де Плювинеля, королевского величества начальника конюшен". В 1723 году был издан ещё один труд Плювинеля "Королевский манеж". В 1734 году издаётся выдающийся труд Гериньера "Школа кавалерии".

В России теория и практика верховой езды развивались очень грамотными, знающими своё дело и интеллигентными русскими офицерами. И Бобинский, П. Краснов, С.П. Урусов и др. оставили богатейший методический материал. Например, полковник, командир гвардейской берейторской школы И. Бобинский издаёт сначала "Руководство к образованию кавалериста", а затем, в 1836 году капитальный труд "Краткая иппология" в двух частях, вторая часть которого посвящена искусству верховой езды.

История русской школы выездки
Джеймс Филлис

В середине XIХ века в России офицерский корпус для конницы готовили в трёх училищах: Николаевском, Елисаветградском и Тверском. Ещё существовал специальный класс в Пажеском корпусе. В 1882 году для усовершенствования подготовки командных кадров при Санкт-Петербургском военном округе была создана Офицерская кавалерийская школа. В этой школе с 1898 по 1909 год преподавал выдающийся наездник Джеймс Филлис, носивший мундир полковника русской армии. Его знаменитая книга "Основы выездки и езды" была переведена и издана в России.

В начале ХХ века в России стала распространяться новая методика преодоления препятствий, принадлежавшая итальянскому капитану Федерико Каприлли, которая основывалась на развитии естественных способностей лошади и всадника.

История русской школы выездки
Федерико Каприлли

Русские офицеры П. Родзянко, Д. Эксе, Д. Плешков, Д. Иваненко и др., освоив новую методику, стали успешно выступать на международных соревнованиях. В частности, в Англии трижды победили в командном Кубке Эдуарда VII.

%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%ba%d0%b0%d1%82%d0%b8-004После I Мировой и Гражданской войны в нашей стране было организовано несколько кавалерийских школ для подготовки инструкторов. Ведущей была Высшая кавалерийская школа РККА в Ленинграде. Впоследствии её перевели в Новочеркасск и она была широко известна как Краснознамённые кавалерийские курсы усовершенствования командного состава (КККУКС). Более 15 лет (с 1921 года) школу возглавлял известный кавалерийский командир М. Баторский. Доставшаяся в наследство от старой русской армии система обучения лошади и всадника была довольно сложной и не могла удовлетворить потребностей армии. М. Баторский тщательно проанализировал системы подготовки и выездки Д. Филлиса и Ф. Каприлли и предложил использовать лучшее из них, и создать новую, отвечающую требованиям того времени и приемлемую в советской кавалерии.

Наряду с подготовкой к различным видам состязаний, особое внимание М. Баторский уделял выездке, основные принципы которой (последовательность, сроки обучения, использование вспомогательных средств) остаются актуальными по сей день.

Сам прекрасный спортсмен и конник, М. Баторский точно определил возможное спортивное направление выездки. Отдавая должное в искусстве высшей школы Д. Филлису, он пишет, что достигнуть таких движений, как испанская рысь, галоп на трёх ногах, галоп на месте и назад, простому любителю не под силу. Но ряд упражнений (пассаж, пиаффе, пируэты на галопе и некоторые другие) вполне достижимы.

История русской школы выездки
С.М. Будённый

Прославленные командармы К.Е. Ворошилов и С.М. Будённый возглавили движение за массовость конного спорта не только в Красной Армии, но и по всей стране. В 1925 году состоялись Первые всеармейские конноспортивные состязания. Популяризацию конного спорта среди гражданского населения осуществляло общество Осоавиахим. Ворошиловские всадники этого общества приняли участие в III всеармейских состязаниях по конному спорту в 1936 году.

В 30-х годах грандиозные масштабы приобрело в нашей стране развитие физкультурного движения  и конного спорта в частности. Была создана целая сеть конноспортивных школ вначале Осоавиахимом, а затем добровольными спортивными обществами профсоюзов и ведомств. Только общество Осоавиахим до Великой Отечественной войны имело большую сеть хорошо оборудованных и укомплектованных конским составом кавалерийских школ и более двухсот кавалерийских клубов, а также большое количество секций и кружков при различных предприятиях и в колхозах.

В довоенное время в Советском Союзе сложились кадры методистов, тренеров и наездников (А. Ветроградский, В. Попов, Г. Перова, С. Свешников, С. Бовкун, А. Андреев, И. Дулинец, А. Пуят, Г. Анастасьев), а также выросло много способных спортсменов-конников (М.Ф. Моисеев-Черкасский, П.С. Волковский, И.Я. Коврига, И. Чалый, Е. Левин, А. Таманов, П. Романенков, В. Беляков, Г. Гвоздева, Н. Коврига, А. Левина, Е. Николаева, Н. Роге, Б. Лилов, В. Мишин и многие другие).

Основное внимание уделялось пробегам, барьерным скачкам и фигурным сменам.

Ярчайшим примером великолепной выезженности строевого коня являются военные парады, ежегодно проводимые на Красной площади до 1954 года, и особенно легендарный Парад Победы в 1945 году.

%d0%b4%d0%bb%d1%8f-%d0%ba%d0%b0%d1%82%d0%b8-007В первые же годы после окончания Великой Отечественной войны, в основном в 1945-1948 годах, были быстро восстановлены коннспортивные базы и школы. Их укомплектование производилось за счёт сохранённого в годы войны наиболее ценного конского состава.

В целях развития и популяризации конного спорта и повышения спортивного мастерства конников, Комитет физической культуры и спорта при Совете Министров СССР установил в 1949 году регулярное проведение лично-командных первенств СССР по этому виду спорта.

В начале 50-х годов произошёл решительный пересмотр всех условий конноспортивных соревнований и нормативно-технических требований. Были установлены новые правила по конному спорту применительно к международным.

В 1950 году МОК пригласил спортивную делегацию Советского Союза принять участие в ХV Олимпийских играх 1952 года в Хельсинки. Первую олимпийскую команду по выездке составили Н.А. Ситько (мастер спорта, четырёхкратный чемпион СССР 1947-1955 г.), В.Н. Тихонов (мастер спорта, серебряный призёр Всесоюзных соревнований) и В.П. Распопов (мастер спорта).

На этой Олимпиаде и выяснилось серьёзное расхождение в системе выездки лошадей у нас и за рубежом. Наши всадники уделяли много внимания исполнению сложнейших элементов высшей школы, тогда как за рубежом основное внимание уделялось аллюрам и чистоте езды по схеме.

Тем не менее, отличную посадку наших всадников отметили  абсолютно все, а Н.А. Ситько за исполнение сложнейших элементов прозвали "Русский колдун". Вот например, исполняя пируэт на галопе, его лошадь поворачивалась подобно часовой стрелке – отбивая задними ногами в одной точке и смещаясь при каждом махе галопа на ширину корпуса.

Ситько Н.А,
Ситько Н.А,

Для устранения недочётов были приняты экстренные меры. В 1953 году была организована команда по конному спорту ЦСКА из лучших молодых армейских конников, в том числе С. Филатова, которая начала тренироваться уже с учётом новых нормативов и правил.

История русской школы выездки
Григорий Терентьевич Анастасьев

В 1954 году тренером сборной команды СССР по конному спорту был назначен Григорий Терентьевич Анастасьев, человек с богатейшими знаниями и опытом преподавания. Более 30 лет он преподавал в училищах и в Краснознамённой Высшей Офицерской кавалерийской школе, и работу с лошадьми знал досконально. Он также имел богатый спортивный опыт, так как после войны много и успешно выступал на всесоюзных соревнованиях. Кроме того, он был прекрасным психологом. Всё это позволило ему решить труднейшие задачи и привести команду по выездке к завоеванию мирового первенства.

Перед Олимпиадой 1956 года Комитет пригласил для консультации из Чехословакии полковника Яндлу, хорошо знакомого с европейской выездкой, а также в 1955 году послал спортсменов выездки на международные соревнования в Швейцарию, в город Тун в качестве наблюдателей для приобретения опыта.

История русской школы выездки
Нина Громова на Диде

На Олимпиаде в Стокгольме сборная команда по выездке была в следующем составе: Сергей Филатов на Ингасе (ЦСКА), Александр Второв на Репертуаре (ЦСКА), Николай Ситько на Скачке (ЦСКА) и Нина Громова на Диде ("Пищевик"). Выступление наших спортсменов было оценено зарубежными специалистами как успешное, так как команда заняла 4 место, переместившись с предпоследнего на предыдущей Олимпиаде. Они отмечали заметный рост мастерства. Однако, советские спортсмены видели, что могут рассчитывать на гораздо более высокую оценку, но судьи решили иначе.

В конце 50-х годов успехов на международных соревнованиях добивались и наши конкуристы: В. Распопов, А. Фаворский, Э. Шабайло, Ю. Сосков, Т. Куликовская. В 1959 году команда в составе В. Распопова, А. Фаворского, Б. Лилова и Э. Шабайло блестяще выиграла главный приз чемпионата в Париже – Приз Наций.

Бегунова-149---001Наибольшую известность из троеборцев приобрели четырежды чемпион СССР В. Мишин, дважды чемпион СССР В. Куйбышев, А. Скороход, Л. Баклышкин, С. Мурсалимов, Б. Коньков и др.

В это же время активную подготовку к следующим Олимпийским играм вели спортсмены высшей школы. Они приняли участие в ряде международных турниров в Германии и Швейцарии (Висбаден, Гамбург, Лейпциг, Сан-Галлен). Здесь уже точно определился лидер нашей сборной – Сергей Филатов на Ингасе.

С. Филатов на Ингасе
С. Филатов на Ингасе

В Висбадене в  соревнованиях на Большой приз он занял 2-е место. Впервые представитель советского конного спорта вошёл в тройку сильнейших всадников мира. В Гамбурге Филатов выступал на Ингасе по программе Большого приза, а на Абсенте – по программе малых езд. В Лейпциге Филатов выступал на Абсенте уже по программе Большого приза и выиграл у всех участников, завоевав звание победителя. Абсент произвёл очень большое впечатление на всех поклонников и знатоков выездки. Его со всех сторон атаковали журналисты. Западноевропейские журналы и газеты разнесли весть о появлении новой выдающейся выездковой лошади.

Абсент
Абсент

На Олимпийские игры в 1960 году в Риме поехали С. Филатов на Абсенте и И. Калита на Корбее. Блестящее выступление С. Филатова и по Большому призу и в переездке принесло ему золотую олимпийскую медаль. И. Калита занял 5-е место.

Вот как написал в своей книге "На земле и в небе" очевидец этого выступления, прославленный лётчик, Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации М.М. Громов, большой знаток и любитель конного дела: "Выступление Филатова было предельно сенсационно. Он побил самого шведа Сен-Сира! Сен-Сир был фаворитом, двукратным Олимпийским чемпионом, добившись побед в 1952 и 1956 годах. Выступал он на мерине. Нужно представить себе обстановку, в которой происходила эта борьба. Представьте себе: открываются ворота в стене, стоящей между большим парком и стадионом для высшей школы верховой езды. Из них выезжает всадник в чёрном фраке, белых брюках и цилиндре... На газоне устроен манеж 60 на 20 метров для соревнований. Манеж огорожен низеньким палисадником, не более полуметра высотой. Вокруг манежа – розы. А за розами разместились трибуны со зрителями. За трибунами – громадные деревья. С противоположной стороны от ворот – судейские будочки. Их пять, по числу судей.

Когда в воротах появился Филатов, то почувствовалось, что зрители насторожились. Филатов сидел на вороном жеребце Абсенте. Все почувствовали в лошади огонь, но огонь укрощённый. Это было то, что французы называют "импульсион". Абсент "кипел" лишь внутри. Голову лошадь несла, как на золотом блюде, ноздри её раздувались, хвост – на отлёте.

Филатов выехал в манеж на галопе и остановился перед судьями. Лошадь "кипит", но не шелохнётся. Всё было сделано лучше всех. Но когда в конце выступления Филатов прошёл на галопе по диагонали манежа, меняя ноги в один темп, все ахнули. Это был шедевр непревзойдённого искусства. Лошадь шла с невероятной лёгкостью и свободой, абсолютно прямо, голова спокойна...

С. Филатов на Абсенте
С. Филатов на Абсенте

Филатов закончил езду, опять остановился перед судьями и... гром аплодисментов восхищённых зрителей стал наградой спортсмену. Рядом, в ложе, сидели англичане. Они привстали и, хлопая в ладоши, обернулись к нам, явно выражая своё восхищение нашим соотечественником. Сомнения в победе не было. Да так оно и вышло. На следующий день в переездке Филатов с Абсентом снова показали блестящую езду, выдержку и искусство. Это был фурор."

Свой успех Филатов разделил со своими наставниками Н.А. Ситько и Г.Т. Анастасьевым.

История русской школы выездки
И. Кизимов на Ихоре

На Олимпиаде в Токио в 1964 году наши мастера выездки выступили ниже своих возможностей, так как теплоход с лошадьми попал в сильнейший шторм и лошади заболели. У Корбея даже началось двустороннее воспаление лёгких. И. Калите пришлось выступать на запасном Муаре. Тем не менее, С.Филатов занял 3-е место и наша сборная в итоге завоевала общекомандное 3-е место. На этих играх дебютировал И. Кизимов на Ихоре.

К Олимпийским играм в Мехико в 1968 году в команде произошли перемены. Теперь сборная выглядела так: И. Кизимов на Ихоре, И. Калита на Абсенте (ЦСКА), Е. Петушкова на Пепле (ДСО "Урожай") и В. Приходько на Барсе (ЦСКА). После транспортировки Ихор получил сильнейшие травмы передних ног и было предпринято экстренное лечение. Только за 4 дня до старта Анастасьев разрешил подседлать Ихора, и убедился, что он поправился. В результате И. Кизимов занял 1-е место, И. Калита – 4-е, Е. Петушкова – 6-е. Команда завоевала серебряные медали.

Далее последовало триумфальное выступление советских спортсменов на Чемпионате мира в Аахене (1970 год). Е. Петушкова первой из наших спортсменов стала чемпионкой мира, а команда удостоилась первого места.

История русской школы выездки
Елена Петушкова на Пепле

Двойная победа советской сборной действительно стала сенсацией. Наши спортсмены (Е. Петушкова, И. Кизимов и И. Калита на Тарифе) выступили в полную силу, во всём блеске своего мастерства. Вот что написал аккредитованный на Чемпионате корреспондент французского журнала "Эперон" – "Со времён Ваттеля на Рампарте и Лесажа на Тэне (французские всадники, призёры Олимпийских игр), я не видел искусства выездки, исполняемого с такой чистотой!"

Наконец-то западноевропейские знатоки и любители конного спорта заговорили о торжестве советской школы выездки, о её характерных и отличительных чертах. Они, в частности, отличали, что артистичностью и гармонией между всадником и лошадью она напоминает французскую школу, а чёткостью и точностью исполнения элементов чем-то похожа на немецкую.

На Олимпиаду 1972 года в Мюнхене команда ехала за победой. Но по дороге и перед началом соревнований опять заболели лошади. Простудился Тариф, потом захромал Ихор, вышел из строя Торпедист – запасная лошадь. Обнаружилась наминка у Пепла – острое воспаление в толще копыта. Кроме этого за три дня до старта заболела Петушкова...

В первый день соревнований выступили Кизимов (4-е место) и Калита – ему всё-таки пришлось сесть на Тарифа, который понемногу оправился от воспаления лёгких (5-е место). Во второй день выступала Петушкова и заняла 2-е место. Советская сборная завоевала золотые олимпийские медали.

Для бессменного руководителя и наставника сборной СССР по выездке Григория Терентьевича Анастасьева это были последние Олимпийские игры. В 1973 году его не стало. Высокой цели, некогда поставленной перед ним, Анастасьев достиг. Он привёл команду к завоеванию мирового первенства, воспитав замечательных спортсменов и подготовив вместе с ними выдающихся лошадей.

История русской школы выездки

С 1967 по 1975 год на Всесоюзных соревнованиях лидировали Кизимов, Калита и Петушкова. Но одновременно с ними работали талантливые всадники, мастера спорта, хорошо выступавшие на международной арене и не раз подтверждавшие авторитет советской школы выездки: Н. Михайлов на Хингане, В. Приходько на Барсе и Торпедисте, С. Бродский на Ингасе, М. Копейкин на Корбее.

Последний раз наша золотая сборная в составе Кизимова, Калиты и Петушковой выступила на Чемпионате мира в Копенгагене в 1975 году. Советская команда заняла на этих соревнованиях 2-е место. Лучший результат был у Е. Петушковой – 3-е место.

Период с конца 50-х годов и начала 70-х был временем истинного расцвета советской школы выездки и её триумфа на мировой арене.

Это отрывок из новой книги Жирновой М.В., приобрести которую можно здесь